+7 (4862) 77-11-42
Наш адрес: г. Орел, Садовый проезд, 32
 
 
 
 
 
 

Использование материалов Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми

    О.В. Буклина, воспитатель, МБДОУ № 66


    Для планирования содержания занятий и коррекции с детьми логопедической группы, я апробировала новый подход к организации деятельности детей с ОНР с использованием элементов Монтессори - педагогики. Нам приходится планировать работу с детьми исходя из особенностей конкретной группы, состав которой, бывает очень не однородным. К таким особенностям можно отнести не только наличие тех или иных сопутствующих нарушений у детей, но и то, откуда поступили дети - из дошкольного учреждения или из дома; какими навыками самообслуживания владеют, каков социально- культурный уровень родителей, насколько осознанно они относятся к проблемам своего ребенка. Дети не умеют организовывать свою деятельность, иногда не слышат инструкций взрослых, игровая деятельность хаотична. Потенциальные возможности детей с ОНР гораздо больше, нежели принято считать. Чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, новый методический подход.



    Таким инструментарием стал метод М.Монтессори, заключающийся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью "впитывать" знания, чего не дано взрослому человеку. М. Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом», считая, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его. Свою педагогическую систему М. Монтессори назвала системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она подчеркивала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирает сам ребенок, он же определяет время работы с этим материалом и сам контролирует ошибки. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка, в самых разных направлениях культуры, учитывающие моторные потребности ребенка, подталкивающие его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

    Классические Монтессори – материалы настолько научно структурированы и практичны, что не претерпели изменений с момента их разработки, то есть более 100 лет. Они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравиться ему и соответствует его внутренним интересам. А это все перекликается с принципами и подходами к формированию программы « От рождения до школы», где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Поляризацию внимания М.Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке - начало процесса нормализации его поведения, то есть превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Нормализация поведения ребенка, по методу М. Монтессори, является результатом работы самого ребенка, а не внешнего воздействия взрослого. На мой взгляд, аспекты педагогики М. Монтессори отвечают потребностям детей с нарушениями речи, хотя раскрыть их потенциал – трудновыполнимая задача. К сожалению, внедрить Монтессори - педагогику в коррекционную практику нет возможности, поэтому речь пойдет только о фрагментарном использовании этой технологии. Обследуя детей и учитывая их индивидуальные способности, изменению подверглись внешний вид группы – развивающая среда и организация непосредственно образовательной деятельности. Большинство Монтессори – материалы относились к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентировались на подготовку руки к письму и расширению словарного запаса. Дети могли пользоваться материалами в свободное время. Таким образом, дав детям возможность удовлетворить свои потребности, в специально подготовленной среде, были решены несколько задач, которые опосредованно повлияли на решение задач сугубо логопедических:
    • Была создана прочная база для формирования сенсорных представлений и эталонов, а, следовательно, для умственного развития.
    • Максимально была развита мелкая моторика и координация движений.
    • Был создан необходимый фундамент для обучения (благодаря феномену поляризации внимания).
    • Была предоставлена свобода выбора детям, сформировано умение применять правила повседневного поведения в коллективе, доводить начатую работу до конца и убирать рабочее место.
    • Были реализованны на практике принципы здоровьесберегающих систем обучения.
    • Реализация энергосберегающего принципа обучения. Монтессори – материалы позволяют более детально изучить каждого ребенка в группе, не прибегая к специальным тестам. Большинство Монтессори–материалов имеют возможность диагностики (шумовые коробочки, цветные таблички, карточки по расширению словарного запаса и т.д.).

    Какой бы материал не брали дети, какие бы формы организации занятий не использовались, везде решались речевые задачи.

    Я внесла в работу группы несколько основных принципов Монтессори метода:

    1. Доступность материала детям в любой свободное время.
    2. Свободный выбор материала для работы.
    3. Свободный выбор ребенком места, партнера.
    4. Свободная поза на занятии, помогает увеличить длительность и его качество.
    5. Наличие одинаковых для всех правил.

    В группе приходилось периодически менять материал. Требования к Монтессори- материалам:

    - четкое прослеживание зоны в логопедической группе: упражнения в практической жизни, сенсорики и развитие речи, а также подготовки руки к письму.

    - выдержанность цветового кода каждого материала из зоны практической жизни (пересыпание из миски в миску ложкой может быть в синем цвете: синие миски, ложки, поднос, чтобы крупы или бобовые не сливались по цвету с емкостями).

    - формирование четкого представления о функции каждого материала на столах, его назначении.

    - краткость презентации, простота каждого материала, понятная каждому ребенку.

    На мой взгляд, самыми полезными для логопедической работы оказались два методических приема, взятые из Монтессори-педагогики.

    Трехступенчатый урок – технический прием, для введения понятий (длится 2-3 минуты и состоит из трех фаз):

    1. ознакомление ребенка с предметом, вследствие чего происходит соединение чувственного восприятия с именем («это киви, это банан, это ананас»);
    2. узнавание предмета по названному имени («Покажи, где киви?», «Дай мне ананас», «Возьми себе банан»);
    3. название предмета («что это?»).

    Игры на расстоянии, помогающие уточнить восприятие ребенка. Игры с цветными табличками, шумовые коробочки, ткани для ощупывания, пуговицами, природным материалом крупами, бусинами.

     

    Таким образом, преимущества такой организации:


    1. Ежедневная сенсомоторная работа.
    2. Дети овладевают высокой способностью к концентрации внимания и усидчивости.
    3. Высокая познавательная активность и мотивация к любым занятиям.
    4. Порядок и дисциплина в группе во время деятельности детей, поддерживают сами
    5. дети. Регулирующая функция воспитателя постоянно снижается.
    6. Обучаемость детей повышается. Активизация центров любых отделов мозга
    7. способствует развитию волевых процессов.

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательном учреждении
           
    Учебный процесс
           
    Здоровье
           
    Информация для родителей