+7 (4862) 77-11-42
Наш адрес: г. Орел, Садовый проезд, 32
 
 
 
 
 
 

Использование элементов техники оригами в процессе развития мелкой моторики и коррекции речевой недостаточности у детей-логопатов

    Т.Н. Моргунова, воспитатель, МБДОУ № 66

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. При нормальном речевом развитии к пяти годам дети свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Однако, не все дошкольники могут освоить самостоятельно правильное произношение отдельных звуков родного языка. Для этих детей характерны затруднения при выполнении различных упражнений, нарушения мелкой моторики рук.


    В.В. Сухомлинский говорил: " Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". Ведущие специалисты считают, что маленький ребенок думает пальчиками, и поэтому для него очень важно развитие мелкой моторики рук.
    В начале 20 века, когда возникла идея организации детских садов, знаменитый психолог и педагог Ф. Фребель вспомнил об оригами, развивающем мелкую моторику пальцев, а значит способствующему активному развитию центров речи, расширяющим возможности формирования умственных способностей детей дошкольного возраста. Он впервые ввел оригами для работы с детьми с двух лет. Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?

    Проанализировав методическую литературу и практический опыт по данной теме я пришла к выводу, что богатейшие возможности оригами в работе с детьми реализуются далеко не в полной мере. Оригами помогает овладеть различными приемами и способами действий, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, а значит способствует активному развитию центров речи: расширяется словарь детей, развивается грамматический строй речи, происходит развитие связной речи.
    Я заметила возможность применения складывания поделок из бумаги для коррекции речевых нарушений у детей. «Разработка точных, тонких движений пальцев рук развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Это область, как бы специально созданная для тренировки пальцев рук. Никаких скучных заданий, никаких нудных тренировок. Напротив! Игра - фокус, чудо! Именно такое впечатление производит на детей занятие оригами»,- так считает руководитель С.Петербургского центра «Оригами», кандидат педагогических наук С. Ю. Афонькин.
    Детям не всегда нравятся специальные логопедические занятия.

    Поэтому считаю целесообразным использовать оригамские игрушки, которые позволяют решать следующие задачи:

    1. Координировать воздушную струю - это помогают простые, легкие фигурки (рыбки, бабочки, птички, снежинки и т.д.). Дети слегка на них дуют растягивая рот, сжимая губы.
    2. Управлять силой выдоха, для этого изготавливаем надувные игрушки (тюльпан, рыбка, зайчик, куб, лягушка).
    3. Развивать лексико — грамматический строй речи детей при проговаривание действий. Например, мебель для гномов: свернули квадрат пополам, каждую половину разделили еще раз пополам, как дверцы у шкафа; сверху отогнули уголки, как крыша дома, раскрыли треугольнички - получится вход в дом.
    4. Пополнять словарь сравнениями, эпитетами, многозначными словами, совершенствовать интонационную сторону речи позволяет озвучивание получившихся персонажей кукол, птиц, животных (ворона, корова, свинья, кошка и тд.).
    5. Развивать связную речь при составлении оригамских сказок.


    В целом применение оригами на логопедических занятиях помогло мне сделать их более веселыми, жизнерадостными.
    Мною был разработан план введения лексико грамматического материала, в соответствии с которым я предлагаю использовать оригами для развития речи и тонкой моторики пальцев рук. Поэтому, на первых занятиях предлагаю знакомить детей со свойствами бумаги, цветом, формой листа. Вместе с детьми из большого листа ватмана делала большие корабли, самолеты, складывали в них игрушки и играли. Постепенно отрабатывала точность движений, многократно показывая каждый прием складывания, объясняя его словами. Чтобы каждому ребенку уделить внимание, составляла группы из 4-5 человек. Постепенно с умением у детей появилась уверенность в своих силах. Лишь только после этого приступила к изготовлению простейших игрушек с детьми.

    В обучении детей важное место занимали игровые приемы, советы, вопросы. Сделанные работы всегда хвалила и к приходу родителей оформлялась выставка детских работ. Свои поделки дети забирали домой.

    Большую помощь в обучении детей оригами оказали такие находки — как «оригамские сказки». Объединив поделки по циклам их изготовления, я заметила, что многие как бы постепенно «выплывают» одна из другой. Каждая линия сгибания дает все новые поделки. Так возникла идея придумывания «оригамских сказок» с детьми. Сказки, истории, помогли мне оживить лист бумаги. Скучную схему действий заменила сюжетной сказкой. Это позволило развивать не только мелкую моторику рук, но и активизировать словарь детей, развивать последовательность изложения мысли.
    При использовании оригами в работе всего педагогического коллектива, дети стали использовать сказочные обороты, выражения. Старшие дошкольники, уловив принцип составления оригамских сказок, стали придумывать свои. Они их охотно показывали и рассказывали о них своим сверстникам, младшим братьям, сестрам! Дети охотно играют с изготовленными фигурками, дают персонажам имена, прозвища, охотно украшают их, раскрашивают.

    С удовольствием дети включились в работу по изготовлению бумажных масок, фигурок для кукольного театра. Они одевали их на руку, палец, изображали движения фигурок «озвучивали» их. Маленькие спектакли доставляли детям большую радость.
    Когда дети стали старше (второй год работы), и приобрели опыт в изготовлении поделок, я старалась развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям, удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. Еще больше внимания уделяла развитию устной речи детей, учила свободному общению.

    Дети - логопаты на занятиях оригами, обнаруживают самую высокую заинтересованность и малую утомляемость. Это положительно влияет на общее психическое и умственное развитие детей. Практика оригами демонстрирует широкие возможности продуктивной деятельности, которая увлекает детей, заполняет их свободное время интересным и содержательным делом, развивает стремление к прекрасному.
    Благодаря целенаправленной организации обучения у детей сформировались самостоятельность мышления, стало более развитым воображение, художественный вкус, творчество, мелкая моторика рук, речь.

    Мои наблюдения убедили в том, что детей интересуют такие занятия. Они с нетерпением ждут их, готовятся к ним, с желанием и увлечением выполняют задания. Игрушки оригами делают не только в детском саду, но и дома, вовлекая своих родителей. Использование оригами с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, влияет на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи; улучшение навыков мелких и точных движений пальцев рук как правой, так и левой; повышение активности правого левого полушария мозга; повышение интеллектуальных способностей; активизацию всех психических процессов; развитие пространственного воображения.
    Таким образом, использование оригами, позволяет реализовать способности и задатки, заложенные в каждом ребенке.


    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательном учреждении
           
    Учебный процесс
           
    Здоровье
           
    Информация для родителей